Как сделать портрет объемным

Как сделать портрет объемным, правила получения красивого портрета, работа со светом

При рассмотрении любого предмета, мы не задумываемся над способами определения его формы, размеров и местоположения, поскольку обладаем стереоскопическим зрением. Если зажмурить один глаз, то эффект стереоскопического восприятия исчезнет и вы хорошо поймете сложность определения расстояния даже до знакомых предметов и вещей. К сожалению, любая фотокамера (за исключением специальных стереокамер, которые мы рассматривать не будем) имеет также один глаз (объектив) и картинка, полученная с ее помощью, в принципе, совершенно плоская. Как, впрочем, и любое изображение на плоском листе бумаги. Однако есть способы позволяющие воссоздать объем на фотографии. Вы наверняка видели снимки, про которые хотелось сказать: какой простор, объем, воздух… Значит, есть какие-то приемы, способы и хитрости, позволяющие передать в двухмерном изображении третье измерение. Зрение процесс психофизиологический, т.е. на основе информации, которую получают глаза, сознание конструирует пространственный образ, следовательно, в изображении должны быть какие-то информационные элементы, отвечающие именно за объем.

Попробуем эти элементы разделить на три основные группы:
1. Светотень – это базовое представление об объеме и рельефе дает именно светотеневой рисунок – выпуклости освещены сильнее, впадины слабее, округлые элементы имеют плавный светотеневой переход, мелкие и ломаные детали дают резкую границу. Характер отбрасываемой тени дает дополнительную информацию о размерах и взаиморасположении объектов.
2. Линейная перспектива – по мере удаления от наблюдателя одинаковые объекты уменьшаются и прижимаются друг к другу. Самые простые примеры – уходящие вдаль рельсы и шпалы или лестница с перилами.
3. Детализация – сюда соберем все, что связано с изменением точности изображения по мере удаления от наблюдателя. Самый простой и эффективный прием – глубина резкости, мы рассматривали в предыдущем номере. Воздушная перспектива – затуманивание этакой серой дымкой по мере удаления. Снижение освещенности и уменьшение светотеневой разницы – снижение контраста, по мере удаления объектов от источника света.

Какой главный инструмент в арсенале фотографа при создании портрета? Свет! Только он может вылепить из темноты прекрасное лицо или безнадежно все испортить. Для начала, давайте, разделим понятие объема на две составляющие. Первая – это передача объема (рельефа) лица и тела модели. Вторая - создание общего объема пространства всего снимка, понятие глубины, многоплановости кадра. В двухмерной плоскости объем любого предмета можно передать светотеневой картиной. Чем она богаче, тем больше нюансов объема мы сможем увидеть. При этом ее качество не лежит в прямой зависимости от количества источников света. Рассмотрим самый простой пример. В данном примере мы можем рассмотреть три источника света: два активных и один пассивный. Рисующий свет расположен справа вверху, отражатель типа «лайт-диск» слева спереди для формирования заполняющего освещения. И источник с сотовым рефлектором направлен на фон позади модели. Для создания правильной светотеневой картины желательно, что бы заполняющий свет был примерно на 3 ступени меньше рисующего. Это примерное соотношение может варьироваться в небольших пределах (в данном случае мы говорим о типичной, базовой схеме освещения).

Теперь несколько слов о глубине резкости картинки, которая также впрямую формирует объем изображения. Для создания объема в портретной фотографии желательно работать на меньших значениях числа диафрагмы (на больше величине относительного отверстия). Это необходимо для имитации работы человеческого глаза, который резко видит только объекты, находящиеся в фокальной плоскости и служит дополнительным смысловым акцентом в дополнение к световому и композиционному центрам работы. О фокусе в портрете вы могли прочитать в предыдущем номере журнала. Если у вас все точки портрета будут находиться в фокусе, то визуально это будет «упрощать» картинку. Старайтесь при съемке избегать прямого жесткого света со стороны объектива (например, встроенной вспышкой в лоб). Это максимально упростит светотеневую картину и сделает изображение плоским, даже при наличии малой глубины резкости. Разумное сочетание этих двух основных качеств позволит вам сделать хорошую работу. Отдельно стоит отметить контровое освещение. Данный вид освещения является самым эффективным источником света позволяющий максимизировать объем в фотографии.

Назад